Отборочный фотоконкурс

Открой для себя Россию!

Отборочный фотоконкурс

Открой для себя Россию!

О проекте | Контакты | Теория и практика
Войти | Регистрация
Диафрагма и экспозиция.
Добавленно фотографий: сегодня - 0, за неделю - 0
всего - 4356
Все рубрики
Любовь и чувства россиян
Русское искусство
Спорт
Промышленность России
Повседневная жизнь
Cтуденты
История России
Россия современная (многие американцы думают, что у нас всё еще как в советском союзе, нужно разбить этот стереотип)
Дороги России
Другое
Россия за рубежом
Иностранцы в России
Русская Православная Церковь
Праздники
Репортаж, Исторические события
Цветы
Армия
Женщины России
Люди за работой
Медицина
Русская провинция
Русская деревня
Лица России
Города, Архитектура
Природа, Пейзажи
Дети России
Образование
Наука
Сельское хозяйство
Там, где ступала нога россиянина (За рубежом)
Животные, Птицы, Насекомые, ...
Предложить новую рубрику
Теория и практика  20.05.09
Как химические (в плёнке), так и электрические(в матрице) процессы фиксации изображения требуют определённого количества света для своей работы. Чем меньше это количество - тем выше т.н. чувствительность плёнки/матрицы. Измеряется она в так называемых единицах ISO. Типичные значения - 100, 200, 400, но бывают и меньше/больше. Для получения одинаково серого цвета на плёнку(матрицу) чувствительностью ISO400 нужно подать вчетверо меньше энергии света по сравнению с ISO100. Обсуждение самих чувствительностей (и их оборотной стороны - шумов) мы отложим до главы о размере матриц, а пока вернёмся к диафрагме. Итак, при заданной чувствительности нам нужно подать на матрицу заданную энергию, которая, как известно равна произведению яркости на время действия (т.н. выдержка). Таким образом, меняя выдержку, мы не только замораживаем движение, но и дозируем свет. А вот яркостью как раз управляет диафрагма - яркость обратно пропорциональна квадрату диафрагменного числа. Т.е. диафрагма 2 пропускает вчетверо больше света, чем диафрагма 4. Именно поэтому диафрагму маркируют по степеням корня из двойки (т.н. деления или стопы) - каждый стоп изменяет яркость вдвое. Сочетание выдержки и диафрагмы (с точки зрения энергии пропущенного света) называют экспозицией. Совершенно очевидно, что для одной и той же внешней освещённости существует не одна верная экспозиция. Например, 2,0*1/2000c=2,8*1/1000c=4,0*1/500c=5,6*1/250c=8*1/125c=11*1/60c=16*1/30c (знак умножения здесь условен, обозначает лишь сочетание). Все эти экспозиции ОДИНАКОВЫ, т.е. дадут одинаковый по яркости результат. При бОльшей освещённости нужно ещё укоротить выдержку или прикрыть диафрагму и наоборот - при меньшей - удлинить выдержку или приоткрыть диафрагму. Таким образом, диафрагма при одних и тех же внешних условиях влияет на выдержку, т.к. они жёстко связаны между собой верной экспозицией. Иногда это полезно - например, при съёмке быстрых движений и спорта мы можем полностью открыть диафрагму - тогда выдержки станут максимально короткими и не будет смаза от движения объектов. И наоборот... Кроме смаза от движения объекта, существует ещё т.н. шевелёнка - дрожание рук фотографа. Она коварна тем, что не поддаётся строгому измерению, т.к. является случайным процессом. Но народный опыт вывел очень усреднённое правило - шевелёнки следует бояться при выдержке (в сек) длиннее, чем 1/ЭФР(в мм). Т.е. при ЭФР=105мм лучше длиннее, чем на 1/100 без штатива не снимать. Таким образом, чем более длиннофокусен объектив, тем важнее ему иметь достаточную светосилу, т.к. длинные выдержки ему недоступны из-за шевелёнки (штатив пока не рассматриваем). И вот тут-то самое время вспомнить про хоботы особопродвинутых плёночных мыльниц. 35-140, 35-160, 35-200мм! Круто?! Пустые цифры и выброшенные деньги. Для сохранения компактности диаметр этих хоботков остался прежним, следовательно, светосила на длинном конце доходит до 12-16. Поскольку снимать можно только короче чем 1/200 - это только очень яркие объекты на ярком солнце. Как только оно зайдёт за тучку или объект уйдёт в тень - начнётся шевелёнка. Не говоря о вечере. Таскать же штатив вместе с компактной камерой слегка странно - проще иметь недорогую зеркалку, разница в размерах и весе гораздо меньше чем нормальный штатив. А про оптическое качество с повышением кратности зума уже было сказано выше. Подведём краткий итог: диафрагма позволяет управлять экспозицией, и при фиксированном освещении жёстко связана с выдержкой - чем открытее диафрагма, тем короче выдержка. Чем выше светосила, тем в более тёмных условиях можно снимать (при фиксированной выдержке) либо тем с более короткой выдержкой можно снимать (при фиксированной освещённости). Далее значение диафрагмы, влияющее на экспозицию, мы ещё будем называть яркостной диафрагмой (ниже будет понятно почему). Кстати, возвращаясь к определению диафрагмы, можно, наконец, дать его более строго. Мы ведь рассматривали одну линзу с одной дыркой, и самый тонкий диаметр пучка совпадал с физическим диаметром отверстия. Реальные объективы имеют много линз с разными диаметрами, и не всегда отверстие диафрагмы находится физически в самом тонком месте на самой маленькой линзе. Как же тогда определяют и градуируют диафрагменные числа? А очень просто - через яркость. Т.е. некоторое положение реальных лепестков диафрагмы соответствует такому числу, какое бы дала одна тонкая линза с той же яркостной диафрагмой (т.е. пропускающая столько же света).
Источник: http://www.afanas.ru
вернуться

Комментарии


Новости
10.27.09 О победителе и победителях

10.20.09 Сюрприз для тех, кому не хватило дня...

10.12.09 Благодарим за участие! Но ждем Ваши фотографии, по-прежнему.

09.26.09 Стартовал фотоконкурс "Открой для себя Россию!"

Остальные статьи [5]
Последнее опубликованное
Добавить фотографию
  • MetalHeart
    Самый быстрый из армян
  • master
    Русская краса средь русских...
  • master
    Любимая работа
  • wjm10lksw7
    РЕКА КАМЫШИНКА
Лучшее из рубрики - Наука
О проекте| Контакты| Теория и практика


Rambler's Top100