Отборочный фотоконкурс

Открой для себя Россию!

Отборочный фотоконкурс

Открой для себя Россию!

О проекте | Контакты | Теория и практика
Войти | Регистрация
МАКС 2007
Добавленно фотографий: сегодня - 0, за неделю - 0
всего - 4356
Все рубрики
Любовь и чувства россиян
Русское искусство
Спорт
Промышленность России
Повседневная жизнь
Cтуденты
История России
Россия современная (многие американцы думают, что у нас всё еще как в советском союзе, нужно разбить этот стереотип)
Дороги России
Другое
Россия за рубежом
Иностранцы в России
Русская Православная Церковь
Праздники
Репортаж, Исторические события
Цветы
Армия
Женщины России
Люди за работой
Медицина
Русская провинция
Русская деревня
Лица России
Города, Архитектура
Природа, Пейзажи
Дети России
Образование
Наука
Сельское хозяйство
Там, где ступала нога россиянина (За рубежом)
Животные, Птицы, Насекомые, ...
Предложить новую рубрику
Теория и практика  21.01.08

Каждые два года в городе Жуковском в ФГУП «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова» проходит Международный авиационно-космический салон. Стало уже традицией, что фирмы Alion и Thrustmaster организуют V.I.P. зону для приглашенных журналистов недалеко от взлетно-посадочной полосы. В этом году мы снова с огромным удовольствием воспользовались предложением и посетили VIII Международный космический салон МАКС 2007. Само мероприятие, как и участники воздушных показательных выступлений, за два года изменилось не очень сильно. Поэтому желающих составить себе о нем более подробное представление мы адресуем к нашей статье двухлетней давности.

МАКС 2007
Так в этом году выглядела V.I.P. территория Thrustmaster.

МАКС 2007
А это журналисты за работой.
 

Thrustmaster
А это ЦУП Thrustmaster, куда можно было отправить своих чад оттачивать навыки летного мастерства на безопасных, но реалистичных симуляторах со штурвалами, РУД'ами и педалями, пока настоящие пилоты проделывали то же в небе ЛИИ им. Громова. (Canon EOS 350D, Зенитар М2,8/16 мм.)

Количество, безусловно удачных кадров относительно невелико, не смотря на то, что мероприятие очень зрелищно. Поэтому мы решили воспользоваться поводом и обсудить некоторые проблемы съемок подобных мероприятий и пути их преодоления. Комментарии к снимкам сделанным Canon EOS 350D дает Сергей Щербаков, а к Canon EOS 5D - Владимир Родионов.

Проще снимать самолеты на стоянке. Динамики, разумеется, никакой, зато качество можно обеспечить достаточное и для фотобанков. Единственной серьезной помехой будут зрители, особенно те, которые хотят иметь свою фотку "на фоне". Не стоит расстраиваться - "детали" продаются не хуже самолетов целиком:

МАКС 2007
Canon EOS 350D, Canon 28-105 мм, 1:3,5-4,5 II USM, 50 мм, ISO 100, 1/250 с, f/8.

Самолеты, как известно, летают. И довольно быстро. Причем высоко в небе, где не так уж много ориентиров, которые позволяют оценить масштаб и положение летательных аппаратов относительно Земли. На фотографии зачастую трудно понять, это самолет летит вертикально вверх или просто повернули камеру. Кроме того, расположение трибун относительно взлетной полосы и пилотажной зоны таково, что при пилотаже самолеты зачастую уходят в сторону Солнца. Это, безусловно, великолепный прием, позволяющий скрыться от истребителей противника, но существенно осложняющий жизнь фотографу. В какой-то степени он при этом даже рискует здоровьем: поскольку угол зрения длиннофокусной оптики очень мал, то, следя за самолетом в видоискатель зеркальной камеры, можно ненароком увидеть в нем Солнце. Вероятно, куда выигрышнее снимать подобные мероприятия на видео или кино. Но у нас разговор о фотографии. Поэтому попробуем сформулировать, что мы ждем от хорошей статичной картинки. При этом совсем нелишне было бы как-то создать ощущение движения.

Один из способов показать движение - ввести в кадр след этого движения. Пилоты и инженеры авиашоу способствуют этому, применяя генераторы цветного дыма. "Динамика" лучше заметна, если след проходит по большой части изображения и "рисует" не полет вдоль прямой линии, а пилотажную эволюцию:

МАКС 2007
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 190 мм, ISO 400, 1/4000 с, f/7,1.

МАКС 2007
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 70 мм, ISO 400, 1/2500 с, f/7,1.

МАКС 2007
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 119 мм, ISO 400, 1/1600 с, f/7,1. Для поршневых самолетов динамику на снимках передать сложнее - на выдержках достаточных для получения резких снимков винты неподвижны.

Еще один способ показать динамику полета - объединить на одном "холсте" несколько последовательно снятых фотографий, демонстрирующих выполнение самолетом фигур пилотажа ("в пределе" из них можно собрать и мультфильм):

МАКС 2007
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 300 мм, ISO 400, 1/3200 с, f/7,1. Серия с проводкой, автофокус "непрерывный".

Так, хочется запечатлеть самолет в воздухе, достаточно крупным планом, с четко различимыми деталями и с ракурсом, который невозможно получить при съемке самолета на стоянке. Снять так самолет в пилотажной зоне над взлетно-посадочной полосой на МАКС'ах не просто - снимать приходится против солнца (на юг), и лишь под вечер в восточном секторе рассеянный свет не будет "забивать" контраст и цвета на снимках.

Это не значит, что в остальное время снимать не стоит. Но на хороший результат можно рассчитывать только с длиннофокусной оптикой, блендой и при удачном положении самолета - не против солнца. В противном случае, вытягивание контраста и цвета на снимке, "поймавшем" прямой или рассеянный свет, приводит к появлению сильного шума на конечном изображении.

Как правило, удачными оказываются кадры в тех случаях, когда пилоты уходят в сторону трибун, закончив выполнение фигур, которых все и ждут и которые снимают. Можно рекомендовать не опускать камеру после выполнения фигур, а продолжать снимать, если есть хоть малейший намек, что пилот полетит "на вас" и от вас на север. В этом случае и солнце мешать не будет и ракурс, скорее всего, будет необычным (очень часто пилоты уходят из пилотажной зоны с переворотом). Именно так был снят следующий кадр:

МАКС 2007
Уменьшенный фрагмент 1:2. Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 70 мм, ISO 400, 1/2000 с, f/7,1.

МАКС 2007
Стоит ли брать с собой штатив? Ответить на этот вопрос, наверное, сможет владелец этого полезного приспособления. Следить за скоростным пилотажем через видоискатель камеры с длиннофокусной оптикой, установленной на штативе, задача невыполнимая. Пользы от использования штатива, скорее всего, не будет никакой, а вот вероятность пропустить множество удачных кадров будет почти стопроцентная.

Понятно, почему возникает желание использовать штатив. Без него не обойтись, если нужно получить четкие кадры. Эмпирическое правило для узкопленочных камер о том, что выдержка должна быть не длиннее обратного фокусного расстояния, известно многим.

Снимая, к примеру, оптикой с фокусным расстоянием 300 мм на цифровую камеру с матрицей APS-C размера, следует выбирать выдержку не длиннее 1/500 с. Но это не гарантирует четкой картинки, а лишь повышает вероятность ее получения. Более того, правило работает для кружка рассеяния, соответствующего 1/1000-1/1500 диагонали кадра пленки 35 мм.

Стандартная величина кружка рассеяния 0,035 мм, что в 6 раз больше элемента матрицы. Ну а если мы собираемся рассматривать изображение при 100% масштабе на дисплее, и хотим чтобы две линии в 1 пиксель толщиной с промежутком в 1 пиксель остались с большой вероятностью различимыми, мы должны установить выдержку на камере не 1/500 с, а 1/3000 с. Собственно штатив призван компенсировать нетвердость рук и избавить фотографа от необходимости использования очень коротких выдержек. Но при съемке быстрых объектов штатив будет бесполезен, так как, во-первых, мешает вести цель, а, во-вторых, никак не может способствовать "стабилизации" самого объекта съемки.

Не трудно оценить необходимые выдержки для получения резкого снимка при съемке самолета. В худшем случае, когда самолет движется поперек направления съемки, за время выдержки T его проекция "на матрице" смещается на M*v*T пикселей, где М - масштаб съемки (M = P/L, P - размер изображения в пикселях, L- соответствующий линейный размер самолета в натуре в метрах), а v - скорость полета самолета (м/с). Во время горизонтального пролета при демонстрационных полетах скорость истребителя около 1000 км/ч или (280 м/с). И чтобы его изображение сместилось не более чем на 1 пиксель, должно выполняться условие:

T < L/(v*P) или T < L/(280*P).

Линейные размеры самолетов Миг 29 и Су 27 около 20 м. И если их нужно снимать в полный кадр с размером изображения в 3000 пикселей, то потребуются выдержки 1/40000 с. А Canon 350D c его минимальной выдержкой в 1/4000 с, остается снимать самолеты с размером на снимке в 300 пикселей. Если нужен больший масштаб, то приходится ловить самолеты, когда они летят не поперек направлению съемки, а вдоль, или "зависают" в верхних точках при выполнении фигур.

Для ясного дня и неба с дымкой выдержка в 1/4000 с при чувствительности ISO 400 - 800 позволит снимать на диафрагмах около f/8. Такая диафрагма не спасет от промаха автофокуса, но уже позволяет не обращать внимания на недостатки оптики (для 300 мм на объективе Sigma 70-300 1:4-5,6 - f/8 это как раз ступень от максимальной, открытой диафрагмы).

Canon EOS 350D при чувствительности ISO 400, да еще и на однородных областях, типа неба с преобладающим синим цветом, заметно шумит. Снимать на такой чувствительности, предполагая в дальнейшем использовать снимки не только "на память", нельзя. Поэтому съемка велась в режиме автоматической вилки по экспозиции -1/0/+1 при фиксированной диафрагме примерно f/8 и чувствительности ISO 100. Это позволяет получить три кадра с разной ошибкой экспозиции. При съемке в RAW формате таких неконтрастных сюжетов, как самолеты в воздухе, вилку по выдержке легко превратить в вилку по чувствительности, в надежде, что хоть иногда будет получаться и резкий и нешумный снимок.

МАКС 2007
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 170 мм, ISO 100, 1/400 с, f/7,1.

Фрагмент 1:1
Фрагмент 1:1
Фрагмент 1:1, размер самолета 400 пикселей, выдержка 1/400 с. Экспозиция уменьшена в RAW конверторе на 1 ступень.
Фрагмент 1:1, размер самолета 400 пикселей, выдержка 1/1600 с. Экспозиция увеличена в RAW конверторе на 1 ступень. Шумы умеренные, четкость заметно выше, чем на фрагменте слева. При еще меньшей выдержке и большей чувствительности шум был бы заметен сильнее.

Если ни короткими выдержками, ни высокой чувствительностью нельзя компенсировать скорость полета, а переходить на меньший масштаб съемки не хочется, приходится ловить самолет в тот момент, когда его скорость сравнительно не высока. К сожалению, обычно это бывает в верхней точке траектории, то есть дальше всего от фотографа. Но иногда и в ближней зоне пилоты сбрасывают скорость, что позволяет получить примерно еще одну ступень выдержки.

МАКС 2007
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 300 мм, ISO 100, 1/250 с.

Фрагмент 1:1
Фрагмент 1:1, выдержка всего 1/250 с. Экспозиция уменьшена в RAW конверторе на 1 ступень.
Фрагмент 1:1
Фрагмент 1:1, выдержка 1/1000 с. Экспозиция увеличена в RAW конверторе на 1 ступень.

Не трудно сделать вывод, что выдержки, которые возможны при минимальной чувствительности не достаточны для получения четких изображений. Поэтому в дальнейшем съемка велась при ISO 400. Однако снимки, которым при такой чувствительности еще приходилось повышать экспозицию в RAW-конверторе на 1 ступень (экв. ISO 800) в масштабе 1:1 уже выглядели довольно безобразно.

Фрагмент 1:1
Фрагмент 1:1
Фрагмент 1:1. Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 70 мм, ISO 400, 1/2000 с, f/7,1.
Фрагмент 1:1. Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 70 мм, ISO 400, 1/4000 с, f/7,1. Экспозиция увеличена в RAW конверторе на 1 ступень.

Приходится признать, что, не смотря на регулярные походы на МАКС, количество хороших снимков, сделанных "в небе", которые не стыдно показать и даже самому рассматривать в масштабе 1:1, измеряется штуками, а безупречных по всем показателям просто нет. Причина этого в переоценке возможностей техники. Желая "достать" цель покрупнее, "автоматически" включаешь и "дрожание рук", и высокую угловую скорость цели и дымку, которую можно пробить, лишь ценой сильного шума. Чудес почти не бывает.

Самолеты бывают большие и маленькие, воздушные акробатические элементы индивидуальные и групповые. Конечная цель у фотографа тоже разная – фотография в новостях в Интернете или фотография на обложку глянцевого журнала. Именно эта цель определяет выбор аппарата и оптики к нему.  Я в этом году использовал фотоаппарат Canon EOS 5D, т.е. матрица размером 24х36 мм, 12 Мп, размер кадра 4368 x 2912 пикселей. Максимальная скорость затвора 1:8000 с. Здесь напомню, что 1:8000 - это время экспозиции каждой точки кадра, но отнюдь не всего кадра. Кадр как одно целое экспонируется только при выдержках до 1:200 с. При более коротких выдержках перед матрицей пробегает щель, ширина которой и определяет время экспозиции, а интервал между экспонированием самой верхней точки и самой нижней как раз составляет ту самую 1:200 с. Если у нас выдержка 1:2000 с, и размер самолета в кадре примерно 300 пикселей, то он экспонируется как единое целое, поскольку ширина щели как раз и составляет 1:10 кадра и примерно эти самые 300 пикселей. Если же самолет занимает весь кадр, то весьма вероятно, что за время экспозиции одно крыло продвинется существенно дальше другого. Подробнее о работе затвора при коротких выдержках можно посмотреть в нашей статье, посвященной вспышкам Sigma.

По сравнению с  Canon D60, которым я снимал два года назад (и Canon 350D, которым снимал Сергей), при работе с телеобъективами преимущество этого аппарата в более высокой чувствительности и более длинных сериях. Ну, и в случае объективов типа Пеленг  это единственный способ получить всю полусферу одним кадром.

Теперь об объективах. Самый длиннофокусный из имеющихся у меня объективов это зеркально-линзовый Рубинар с фокусным расстоянием 500 мм. Объектив с ручной фокусировкой и фиксированной диафрагмой. Для облегчения фокусировки установлено кольцо с «Одуванчиком».  Поскольку диафрагма постоянная, то улучшить ситуацию, наводясь на резкость при открытой диафрагме, а потом ее закрывая и увеличивая глубину резкости, (чтобы минимизировать потери, связанные с ошибкой фокусировки), в данном случае нельзя. Я теоретически мог удвоить фокусное расстояние, используя телеконвертер ТК- 2, однако в данном случае это не имеет никакого смысла, самолет – не луна, и времени, чтобы сфокусироваться, не будет. А следовательно, и ни одного резкого кадра тоже. Контровый свет и довольно большое рассеяние самого объектива создают дополнительные трудности.

Итак, что можно сделать.

  1. Обязательно использовать бленду.
  2. Снимать только в RAW, последующая обработка неизбежна.
  3. Стараться снимать с достаточно короткими выдержками, чтобы минимизировать смаз. Т.е если самолет занимает примерно 1/3 кадра, то целесообразно увеличить чувствительность до такого уровня, чтобы можно было снимать примерно с 1/2000 с.
  4. Снимать сериями. В этом случае, поскольку самолет движется, есть шанс, что даже если вы не очень точно сфокусировались на резкость, в одном из кадров он и сам подлетит на нужное расстояние.   

В результате у меня получился достаточно резким каждый четвертый кадр. Надо отметить, что надежды на серию оправдались не в полной мере, поскольку, если серия удачная, то в ней, конечно, можно выбрать наилучший кадр, но и остальные не намного хуже, а вот если нет, то она сразу сдвигает баланс в сторону выброшенных снимков.

фото
Canon EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 400, 1/6400 с.

фото
Canon EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 400, 1/2500 с.

фото
Canon EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 320, 1/2000 с.

фото
Фрагмент предыдущего кадра

фото
Canon EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 250, 1/2000 с.

фото
Canon EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 800, 1/2000 с.

фото
Canon EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 250, 1/2000 с.

Второй объектив, которым я пользовался, - это автофокусный объектив с переменным фокусным расстоянием 70-210 мм SOLIGOR AF 70-210 Macro 1:2,8-4 (он же известен как COSINA AF 70-210 f/2,8-4 MC и Vivitar 70-210/2,8-4 APO). Конкретный экземпляр мне очень нравится, хотя, вообще говоря, эту конструкцию выпускали многие фирмы, и не все экземпляры этой конструкции столь же удачны. Съемка велась в режиме следящего автофокуса при закрытой почти до предела диафрагме. Вопрос об оптимальной диафрагме здесь довольно сложен, поскольку закрывая диафрагму и увеличивая глубину резкости, то есть спасаясь от ошибок автофокуса, мы одновременно ухудшаем разрешение за счет дифракции на дырке диафрагмы. И одновременно увеличиваем  шумы, поскольку, скорее всего, придется снимать не на минимальной чувствительности.

И вот, что у меня получилось с этим объективом.

фото
Canon EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Миниатюра. f=210 мм, ISO 800, 1/1250 с, f/18.

фото
Фрагмент предыдущего кадра

фото
Canon EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. f=175 мм, ISO 640, 1/3200 с, f/14.

фото
Canon EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. f=124 мм, ISO 400, 1/2500 с, f/13.

фото
Canon EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. f=210 мм, ISO- 640, 1/4000 с, f/14.

Как видно, для публикации в рамках этой статьи он вполне годится и для съемки отдельных самолетов. Если же нужен отпечаток большого размера, то его удел  - это групповой пилотаж.


фото
Canon EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Миниатюра. f=70 мм, ISO 400, 1/4000 с, f/13.

фото
Canon EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.(фрагмент) f=210 мм, ISO 640, 1/1250 с, f/14.

Следует заметить, что если сравнивать снимки, сделанные Рубинаром и этим объективом, то каждый пиксель в данном случае будет несколько четче, чем в первом случае, но двукратный запас по масштабу позволяет из снимков, сделанных Рубинаром, получить все же более крупные, хотя и не в два раза снимки сопоставимой четкости.

Использование дымовых шлейфов позволяет самолетам рисовать в небе гигантские картины, которые уже никак не снимешь телеобъективом. Здесь своеобразная прелесть от использования объективов типа Рыбий глаз. Разработанный в 1924 г для съемки облачности во всей небесной полусфере одним кадром, он позволяют вам быть уверенными, что все, происходящее в небе, вы снимете. При этом все будет резко, но… Нет в мире совершенства, самое интересное, возможно, будет  столь мелко, что можно будет  только догадываться о его существовании. Тем не менее, все зарегистрировано, и если вырезать фрагмент, соответствующий размеру вашей колонки, то на нем можно различить и отдельные детали.

фото
Canon EOS 5D, МС Пеленг 3,5/8А.

фото
Фрагмент предыдущего кадра

фото
Canon EOS 5D, МС Пеленг 3,5/8А. Исходный кадр.

фото
После коррекции программой PTools.

фото

фото
Миниатюра фрагмента.

фото
Фрагмент.

Главная проблема, что на подобных мероприятиях очень и очень много народу, а ваша задача – снять самолет, а не толпу вокруг него. Здесь определенные плюсы есть у компактных камер. Если у них есть поворачивающийся экран, то можно поднять над головой и достаточно точно навестись на объект. В случае же зеркальных камер надежда только на объектив Рыбий глаз. Во-первых, фокусируетесь вы с помощью шкалы дистанций. И если вы просто подняли аппарат над головой и нажали кнопку, то, скорее всего, все войдет в кадр. Дальше, воспользовавшись программами из пакета Panorama Tools, можно исправить и перспективные искажения, и дисторсию. Кроме того, при наличии такого объектива есть смысл пробираться в первые ряды, когда уже никого между вами и самолетом нет. Обычный объектив навряд ли позволит вам снять что-нибудь больше фрагмента, этот же позволяет захватить все целиком.

фото
Canon EOS 5D, МС Пеленг 3,5/8А. Фрагмент.

Еще один способ получить целостную картину - это снимать панораму из нескольких кадров. А потом с помощью все того же пакета Panorama Tools выбирать прямолинейную проекцию и изменять перспективу, чтобы получить кадр, как бы снятый нормальным объективом, но с большей дистанции.

фото
Canon EOS 5D, Мир 24. F=35 мм. Панорама из трех кадров.

Вот, собственно, и все. Еще раз выражаем огромную благодарность фирмам Alion и Thrustmaster за предоставленную возможность и прекрасно организованное мероприятие.

Опубликовано — 4 сентября 2007 г.

Источник: IXBT
вернуться
вернуться
Автор: Владимир Родионов, Сергей Щербаков

Комментарии


Новости
10.27.09 О победителе и победителях

10.20.09 Сюрприз для тех, кому не хватило дня...

10.12.09 Благодарим за участие! Но ждем Ваши фотографии, по-прежнему.

09.26.09 Стартовал фотоконкурс "Открой для себя Россию!"

Остальные статьи [5]
Последнее опубликованное
Добавить фотографию
  • MetalHeart
    Самый быстрый из армян
  • master
    Русская краса средь русских...
  • master
    Любимая работа
  • wjm10lksw7
    РЕКА КАМЫШИНКА
Лучшее из рубрики - Россия за рубежом
О проекте| Контакты| Теория и практика


Техническая поддержка: Linuxoid.pro Rambler's Top100