Каждые два года в городе Жуковском в ФГУП
«Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова» проходит Международный
авиационно-космический салон. Стало уже традицией, что фирмы Alion и Thrustmaster
организуют V.I.P. зону для приглашенных журналистов недалеко от
взлетно-посадочной полосы. В этом году мы снова с огромным
удовольствием воспользовались предложением и посетили VIII
Международный космический салон МАКС 2007. Само мероприятие, как и
участники воздушных показательных выступлений, за два года изменилось
не очень сильно. Поэтому желающих составить себе о нем более подробное
представление мы адресуем к нашей статье двухлетней давности.
Так в этом году выглядела V.I.P. территория Thrustmaster.
А это журналисты за работой.
А это ЦУП Thrustmaster, куда можно было отправить
своих чад оттачивать навыки летного мастерства на безопасных, но реалистичных
симуляторах со штурвалами, РУД'ами и педалями, пока настоящие пилоты
проделывали то же в небе ЛИИ им. Громова. (Canon
EOS 350D, Зенитар М2,8/16 мм.)
Количество,
безусловно удачных кадров относительно невелико, не смотря на то, что
мероприятие очень зрелищно. Поэтому мы решили воспользоваться поводом и
обсудить некоторые проблемы съемок подобных мероприятий и пути их
преодоления. Комментарии к снимкам сделанным Canon EOS 350D дает Сергей
Щербаков, а к Canon EOS 5D - Владимир Родионов.
Проще снимать самолеты на стоянке. Динамики, разумеется, никакой,
зато качество можно обеспечить достаточное и для фотобанков. Единственной
серьезной помехой будут зрители, особенно те, которые хотят иметь свою
фотку "на фоне". Не стоит расстраиваться - "детали"
продаются не хуже самолетов целиком:
Самолеты, как известно, летают. И довольно быстро. Причем высоко в
небе, где не так уж много ориентиров, которые позволяют оценить масштаб
и положение летательных аппаратов относительно Земли. На фотографии
зачастую трудно понять, это самолет летит вертикально вверх или просто
повернули камеру. Кроме того, расположение трибун относительно взлетной
полосы и пилотажной зоны таково, что при пилотаже самолеты зачастую
уходят в сторону Солнца. Это, безусловно, великолепный прием, позволяющий
скрыться от истребителей противника, но существенно осложняющий жизнь
фотографу. В какой-то степени он при этом даже рискует здоровьем: поскольку
угол зрения длиннофокусной оптики очень мал, то, следя за самолетом
в видоискатель зеркальной камеры, можно ненароком увидеть в нем Солнце.
Вероятно, куда выигрышнее снимать подобные мероприятия на видео или
кино. Но у нас разговор о фотографии. Поэтому попробуем сформулировать,
что мы ждем от хорошей статичной картинки. При этом совсем нелишне было
бы как-то создать ощущение движения.
Один из способов показать движение - ввести в кадр след этого движения.
Пилоты и инженеры авиашоу способствуют этому, применяя генераторы цветного
дыма. "Динамика" лучше заметна, если след проходит по большой
части изображения и "рисует" не полет вдоль прямой линии,
а пилотажную эволюцию:
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 70 мм,
ISO 400, 1/2500 с, f/7,1.
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 119 мм,
ISO 400, 1/1600 с, f/7,1. Для поршневых самолетов динамику на снимках
передать сложнее - на выдержках достаточных для получения резких снимков
винты неподвижны.
Еще один способ показать динамику полета - объединить на одном "холсте"
несколько последовательно снятых фотографий, демонстрирующих выполнение
самолетом фигур пилотажа ("в пределе" из них можно собрать
и мультфильм):
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 300 мм,
ISO 400, 1/3200 с, f/7,1. Серия с проводкой, автофокус "непрерывный".
Так, хочется запечатлеть самолет в воздухе, достаточно крупным планом,
с четко различимыми деталями и с ракурсом, который невозможно получить
при съемке самолета на стоянке. Снять так самолет в пилотажной зоне
над взлетно-посадочной полосой на МАКС'ах не просто - снимать приходится
против солнца (на юг), и лишь под вечер в восточном секторе рассеянный
свет не будет "забивать" контраст и цвета на снимках.
Это не значит, что в остальное время снимать не стоит. Но на хороший
результат можно рассчитывать только с длиннофокусной оптикой, блендой
и при удачном положении самолета - не против солнца. В противном случае,
вытягивание контраста и цвета на снимке, "поймавшем" прямой
или рассеянный свет, приводит к появлению сильного шума на конечном
изображении.
Как правило, удачными оказываются кадры в тех случаях, когда пилоты
уходят в сторону трибун, закончив выполнение фигур, которых все и ждут
и которые снимают. Можно рекомендовать не опускать камеру после выполнения
фигур, а продолжать снимать, если есть хоть малейший намек, что пилот
полетит "на вас" и от вас на север. В этом случае и солнце
мешать не будет и ракурс, скорее всего, будет необычным (очень часто
пилоты уходят из пилотажной зоны с переворотом). Именно так был снят
следующий кадр:
Уменьшенный фрагмент 1:2. Canon EOS 350D, Sigma
70-300 1:4-5,6, 70 мм, ISO 400, 1/2000 с, f/7,1.
Стоит ли брать с собой штатив? Ответить на этот
вопрос, наверное, сможет владелец этого полезного приспособления. Следить
за скоростным пилотажем через видоискатель камеры с длиннофокусной оптикой,
установленной на штативе, задача невыполнимая. Пользы от использования
штатива, скорее всего, не будет никакой, а вот вероятность пропустить
множество удачных кадров будет почти стопроцентная.
Понятно, почему возникает желание использовать штатив. Без него не
обойтись, если нужно получить четкие кадры. Эмпирическое правило для
узкопленочных камер о том, что выдержка должна быть не длиннее обратного
фокусного расстояния, известно многим.
Снимая, к примеру, оптикой с фокусным расстоянием 300 мм на цифровую
камеру с матрицей APS-C размера, следует выбирать выдержку не длиннее
1/500 с. Но это не гарантирует четкой картинки, а лишь повышает вероятность
ее получения. Более того, правило работает для кружка рассеяния, соответствующего
1/1000-1/1500 диагонали кадра пленки 35 мм.
Стандартная величина кружка рассеяния 0,035 мм, что в 6 раз больше
элемента матрицы. Ну а если мы собираемся рассматривать изображение
при 100% масштабе на дисплее, и хотим чтобы две линии в 1 пиксель толщиной
с промежутком в 1 пиксель остались с большой вероятностью различимыми,
мы должны установить выдержку на камере не 1/500 с, а 1/3000 с. Собственно
штатив призван компенсировать нетвердость рук и избавить фотографа от
необходимости использования очень коротких выдержек. Но при съемке быстрых
объектов штатив будет бесполезен, так как, во-первых, мешает вести цель,
а, во-вторых, никак не может способствовать "стабилизации"
самого объекта съемки.
Не трудно оценить необходимые выдержки для получения резкого снимка
при съемке самолета. В худшем случае, когда самолет движется поперек
направления съемки, за время выдержки T его проекция "на матрице"
смещается на M*v*T пикселей, где М - масштаб съемки (M = P/L, P - размер
изображения в пикселях, L- соответствующий линейный размер самолета
в натуре в метрах), а v - скорость полета самолета (м/с). Во время горизонтального
пролета при демонстрационных полетах скорость истребителя около 1000
км/ч или (280 м/с). И чтобы его изображение сместилось не более чем
на 1 пиксель, должно выполняться условие:
T < L/(v*P) или T < L/(280*P).
Линейные размеры самолетов Миг 29 и Су 27 около 20 м. И если их нужно
снимать в полный кадр с размером изображения в 3000 пикселей, то потребуются
выдержки 1/40000 с. А Canon 350D c его минимальной выдержкой
в 1/4000 с, остается снимать самолеты с размером на снимке в 300 пикселей.
Если нужен больший масштаб, то приходится ловить самолеты, когда они
летят не поперек направлению съемки, а вдоль, или "зависают"
в верхних точках при выполнении фигур.
Для ясного дня и неба с дымкой выдержка в 1/4000 с при чувствительности
ISO 400 - 800 позволит снимать на диафрагмах около f/8. Такая диафрагма
не спасет от промаха автофокуса, но уже позволяет не обращать внимания
на недостатки оптики (для 300 мм на объективе Sigma 70-300 1:4-5,6
- f/8 это как раз ступень от максимальной, открытой
диафрагмы).
Canon EOS 350D при чувствительности ISO 400, да еще и на однородных
областях, типа неба с преобладающим синим цветом, заметно шумит. Снимать
на такой чувствительности, предполагая в дальнейшем использовать снимки
не только "на память", нельзя. Поэтому съемка велась в режиме
автоматической вилки по экспозиции -1/0/+1 при фиксированной диафрагме
примерно f/8 и чувствительности ISO 100. Это позволяет получить три
кадра с разной ошибкой экспозиции. При съемке в RAW формате таких неконтрастных
сюжетов, как самолеты в воздухе, вилку по выдержке легко превратить
в вилку по чувствительности, в надежде, что хоть иногда будет получаться
и резкий и нешумный снимок.
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 170 мм, ISO 100,
1/400 с, f/7,1.
|
|
Фрагмент 1:1, размер самолета 400 пикселей, выдержка 1/400
с. Экспозиция уменьшена в RAW конверторе на 1 ступень. |
Фрагмент 1:1, размер самолета 400 пикселей,
выдержка 1/1600 с. Экспозиция увеличена в RAW конверторе на 1
ступень. Шумы умеренные, четкость заметно выше, чем на фрагменте
слева. При еще меньшей выдержке и большей чувствительности шум
был бы заметен сильнее. |
Если ни короткими выдержками, ни высокой чувствительностью нельзя компенсировать
скорость полета, а переходить на меньший масштаб съемки не хочется,
приходится ловить самолет в тот момент, когда его скорость сравнительно
не высока. К сожалению, обычно это бывает в верхней точке траектории,
то есть дальше всего от фотографа. Но иногда и в ближней зоне пилоты
сбрасывают скорость, что позволяет получить примерно еще одну ступень
выдержки.
Canon EOS 350D, Sigma 70-300 1:4-5,6, 300 мм, ISO 100,
1/250 с.
|
Фрагмент 1:1, выдержка всего 1/250 с.
Экспозиция уменьшена в RAW конверторе на 1 ступень.
|
|
Фрагмент 1:1, выдержка 1/1000 с. Экспозиция
увеличена в RAW конверторе на 1 ступень. |
Не трудно сделать вывод, что выдержки, которые возможны при минимальной
чувствительности не достаточны для получения четких изображений. Поэтому
в дальнейшем съемка велась при ISO 400. Однако снимки, которым при такой
чувствительности еще приходилось повышать экспозицию в RAW-конверторе
на 1 ступень (экв. ISO 800) в масштабе 1:1 уже выглядели довольно безобразно.
|
|
Фрагмент 1:1. Canon EOS 350D, Sigma 70-300
1:4-5,6, 70 мм, ISO 400, 1/2000 с, f/7,1. |
Фрагмент 1:1. Canon EOS 350D, Sigma 70-300
1:4-5,6, 70 мм, ISO 400, 1/4000 с, f/7,1. Экспозиция увеличена
в RAW конверторе на 1 ступень. |
Приходится признать, что, не смотря на регулярные походы на МАКС, количество
хороших снимков, сделанных "в небе", которые не стыдно показать
и даже самому рассматривать в масштабе 1:1, измеряется штуками, а безупречных
по всем показателям просто нет. Причина этого в переоценке возможностей
техники. Желая "достать" цель покрупнее, "автоматически"
включаешь и "дрожание рук", и высокую угловую скорость цели
и дымку, которую можно пробить, лишь ценой сильного шума. Чудес почти
не бывает.
Самолеты бывают большие и маленькие, воздушные акробатические элементы
индивидуальные и групповые. Конечная цель у фотографа тоже разная –
фотография в новостях в Интернете или фотография на обложку глянцевого
журнала. Именно эта цель определяет выбор аппарата и оптики к нему.
Я в этом году использовал фотоаппарат Canon
EOS 5D, т.е. матрица размером 24х36 мм, 12 Мп, размер кадра 4368
x 2912 пикселей. Максимальная скорость затвора 1:8000 с. Здесь напомню,
что 1:8000 - это время экспозиции каждой точки кадра, но отнюдь
не всего кадра. Кадр как одно целое экспонируется только при выдержках
до 1:200 с. При более коротких выдержках перед матрицей пробегает щель,
ширина которой и определяет время экспозиции, а интервал между экспонированием
самой верхней точки и самой нижней как раз составляет ту самую 1:200
с. Если у нас выдержка 1:2000 с, и размер самолета в кадре примерно
300 пикселей, то он экспонируется как единое целое, поскольку ширина
щели как раз и составляет 1:10 кадра и примерно эти самые 300 пикселей.
Если же самолет занимает весь кадр, то весьма вероятно, что за время
экспозиции одно крыло продвинется существенно дальше другого. Подробнее
о работе затвора при коротких выдержках можно посмотреть в нашей статье,
посвященной вспышкам Sigma.
По сравнению с Canon D60, которым я снимал два года назад
(и Canon 350D, которым снимал
Сергей), при работе с телеобъективами преимущество этого аппарата в более
высокой чувствительности и более длинных сериях. Ну, и в случае объективов типа
Пеленг это единственный способ получить всю полусферу одним кадром.
Теперь об объективах. Самый длиннофокусный из имеющихся у меня объективов
это зеркально-линзовый Рубинар с фокусным
расстоянием 500 мм. Объектив с ручной фокусировкой и фиксированной диафрагмой.
Для облегчения фокусировки установлено кольцо с «Одуванчиком».
Поскольку диафрагма постоянная, то улучшить ситуацию, наводясь на резкость
при открытой диафрагме, а потом ее закрывая и увеличивая глубину резкости,
(чтобы минимизировать потери, связанные с ошибкой фокусировки), в данном
случае нельзя. Я теоретически мог удвоить фокусное расстояние, используя
телеконвертер ТК- 2, однако в данном случае это не имеет никакого смысла,
самолет – не луна, и времени, чтобы сфокусироваться, не будет. А следовательно,
и ни одного резкого кадра тоже. Контровый свет и довольно большое рассеяние
самого объектива создают дополнительные трудности.
Итак, что можно сделать.
- Обязательно использовать бленду.
- Снимать только в RAW, последующая
обработка неизбежна.
- Стараться снимать с достаточно короткими выдержками, чтобы
минимизировать смаз. Т.е если самолет занимает примерно 1/3 кадра, то
целесообразно увеличить чувствительность до такого уровня, чтобы можно было
снимать примерно с 1/2000 с.
- Снимать сериями. В этом случае, поскольку самолет
движется, есть шанс, что даже если вы не очень точно сфокусировались на
резкость, в одном из кадров он и сам подлетит на нужное расстояние.
В результате у меня получился достаточно резким каждый
четвертый кадр. Надо отметить, что надежды на серию оправдались не в полной
мере, поскольку, если серия удачная, то в ней, конечно, можно выбрать наилучший
кадр, но и остальные не намного хуже, а вот если нет, то она сразу сдвигает баланс в сторону выброшенных снимков.

Canon
EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 400, 1/6400 с.

Canon
EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 400, 1/2500 с.

Canon
EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 320, 1/2000 с.

Фрагмент предыдущего кадра

Canon
EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 250, 1/2000 с.

Canon
EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 800, 1/2000 с.

Canon
EOS 5D, МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO 250, 1/2000 с.
Второй
объектив, которым я пользовался, - это автофокусный объектив с
переменным фокусным расстоянием 70-210 мм SOLIGOR AF 70-210 Macro
1:2,8-4 (он же известен как COSINA AF 70-210 f/2,8-4 MC и Vivitar
70-210/2,8-4 APO). Конкретный экземпляр мне очень нравится, хотя,
вообще говоря, эту конструкцию выпускали многие фирмы, и не все
экземпляры этой конструкции столь же удачны. Съемка велась в режиме
следящего автофокуса при закрытой почти до предела диафрагме. Вопрос об
оптимальной диафрагме здесь довольно сложен, поскольку закрывая
диафрагму и увеличивая глубину резкости, то есть спасаясь от ошибок
автофокуса, мы одновременно ухудшаем разрешение за счет дифракции на
дырке диафрагмы. И одновременно увеличиваем шумы, поскольку, скорее
всего, придется снимать не на минимальной чувствительности.
И вот, что у меня получилось с этим объективом.

Canon
EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Миниатюра. f=210 мм, ISO 800, 1/1250 с, f/18.

Фрагмент предыдущего кадра

Canon
EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. f=175 мм, ISO 640, 1/3200 с, f/14.

Canon
EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. f=124 мм, ISO 400, 1/2500 с, f/13.

Canon
EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. f=210 мм, ISO- 640, 1/4000 с, f/14.
Как видно, для публикации в рамках этой статьи он вполне
годится и для съемки отдельных самолетов. Если же нужен отпечаток большого
размера, то его удел - это групповой пилотаж.

Canon
EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.Миниатюра. f=70 мм, ISO 400, 1/4000 с, f/13.

Canon
EOS 5D, SOLIGOR AF 70-210.(фрагмент) f=210 мм, ISO 640, 1/1250 с, f/14.
Следует заметить, что если сравнивать снимки, сделанные
Рубинаром и этим объективом, то каждый пиксель в данном случае будет несколько
четче, чем в первом случае, но двукратный запас по масштабу позволяет из
снимков, сделанных Рубинаром, получить все же более крупные, хотя и не в два
раза снимки сопоставимой четкости.
Использование дымовых шлейфов позволяет самолетам рисовать в
небе гигантские картины, которые уже никак не снимешь телеобъективом. Здесь
своеобразная прелесть от использования объективов типа Рыбий глаз.
Разработанный в 1924 г для съемки облачности во всей небесной полусфере одним
кадром, он позволяют вам быть уверенными, что все, происходящее в небе, вы
снимете. При этом все будет резко, но… Нет в мире совершенства, самое
интересное, возможно, будет столь мелко, что можно будет только догадываться о
его существовании. Тем не менее, все зарегистрировано, и если вырезать
фрагмент, соответствующий размеру вашей колонки, то на нем можно различить и
отдельные детали.

Canon
EOS 5D, МС Пеленг 3,5/8А.

Фрагмент предыдущего кадра

Canon
EOS 5D, МС Пеленг 3,5/8А. Исходный кадр.

После коррекции программой PTools.


Миниатюра фрагмента.

Фрагмент.
Главная проблема, что на подобных мероприятиях очень и очень
много народу, а ваша задача – снять самолет, а не толпу вокруг него. Здесь определенные
плюсы есть у компактных камер. Если у них есть поворачивающийся экран, то можно
поднять над головой и достаточно точно навестись на объект. В случае же зеркальных
камер надежда только на объектив Рыбий глаз. Во-первых, фокусируетесь вы с
помощью шкалы дистанций. И если вы просто подняли аппарат над головой и нажали
кнопку, то, скорее всего, все войдет в кадр. Дальше, воспользовавшись программами
из пакета Panorama Tools, можно исправить и перспективные искажения, и
дисторсию. Кроме того, при наличии такого объектива есть смысл пробираться в
первые ряды, когда уже никого между вами и самолетом нет. Обычный объектив навряд
ли позволит вам снять что-нибудь больше фрагмента, этот же позволяет захватить
все целиком.

Canon
EOS 5D, МС Пеленг 3,5/8А. Фрагмент.
Еще
один способ получить целостную картину - это снимать панораму из
нескольких кадров. А потом с помощью все того же пакета Panorama Tools
выбирать прямолинейную проекцию и изменять перспективу, чтобы получить
кадр, как бы снятый нормальным объективом, но с большей дистанции.

Canon
EOS 5D, Мир 24. F=35 мм. Панорама из трех кадров.
Вот, собственно, и все. Еще раз выражаем огромную
благодарность фирмам Alion и Thrustmaster за предоставленную
возможность и прекрасно организованное мероприятие.
Опубликовано — 4 сентября 2007 г.
|
Комментарии